Образование и образовательная реформа.

Часть 1.

Итак, Верховный Совет Украины принял злополучный, обсуждаемый всеми, Закон об образовании.

Что же это такое и что в нем интересного?

Данный Закон регулирует систему образования в Украине, которое делится на множество уровней этим Законом. Однако по сути, это общий Закон рамочного характера к которому и для поддержки которого должно быть принято еще с десяток законов, регулирующих те или иные уровни образования.

Например, законодатель делит образование на начальное, среднее, специализированное и высшее, при этом если следовать букве Закона об образовании, все ступени такие как дошкольное образование и выше изложенные будут регулироваться отдельными законами. Следует отметить, что уже принят отдельный Закон о высшем образовании. Не успел этот Закон еще заработать, а по инициативе его автора (министа образования Л. Гриневич) уже в него вносятся изменения, которые голосовались верховным Советом Украины 09-10 ноября 2017 года.

Пресловутая ст. 7 Закона об образовании,  которая регулирует языковые отношения в системе образования не так уж страшна для стран Евросоюза, потому, что национальные меншинства, которые получали образование до 4-го класса на родном языке, а потом перешли на преподавание на украинском языке могут сохранить обязательное изучение своего родного языка до окончания школы. Потому как отдельным пунктом этой статьи во всех школах предусматривается обязательное изучение английского языка или любого языка стран членов Евросоюза. Таким образом, фактически запрещается изучение в школах после 4 класса   языков стран соседей, которые не являются членами Евросоюза.

Образование в Украине основывается на базе опорных школ и родители для своих детей могут избирать опорные школы, которые наиболее ближе к ним расположены, но это не является обязательным. После дошкольного образования и поступления ребенка в опорную школу, ребенок будет учиться 4 года в начальных классах, 5 лет в средних классах и 3 года в специализированных, а всего 12 лет. При чем, школа должна предоставить ребенку доступ к дополнительному образованию в виде культурного, спортивного и военного. Упор на специальные виды наук математику, физику, химию, биологию, геометрию и т.д. более не делается. В общеобразовательной школе эти предметы более не носят углубленного характера изучения и переходят в разряд специализированных, что само по себе делает школы ограниченно филологическими.

Опорные школы могут создавать филиалы. Суть филиала заключается в том, что в малых населенных пунктах с малым количеством детей могут открываться начальные классы с одним или двумя учителями, которые ведут преподавание для всех 4 классов. После окончания начальной школы в филиале, дети должны продолжить обучение в опорной школе, как правило в районном центре, для чего опорные школы должны быть обеспечены автотранспортом для доставки детей.

Не мало важно отметить то обстоятельство, что после каждого этапа обучения проводится внешнее оценивание знаний или тестирование. После 4 класса это тестирование носит формальный характер и оценивает уровень знаний детей и качество преподавания в школе, после 9 класса на основании этого оценивания ребенок уже будет переходить в специализированные классы или заканчивать обучение. После 12 класса ребенок на основании оценивания моет получить доступ к высшему образованию. При чем, пересдача внешнего оценивания, в случае изменения специализации, является платным для ученика и его родителей.

Таким образом, дети после 9 класса должны освоить государственный язык, английский язык, получить хорошую физическую и военную подготовку и получить очень отдаленные скромные сведения о наличии точных наук

Особняком в системе образования стоит инклюзивное образование, то есть образование в общих классах для детей с особыми потребностями. Такое образование возможно на основании письменного заявления родителей с обязательным сопровождением специалиста психолога

Константин Кудрик

Оставить ответ